"Картины не должны быть слишком живописны"
афоризм Ралф Уолдо Эмерсон

| сайт художника : натюрмортыпейзажироспись стеншаржипортретыконтактыарт.ссылки • карта сайта |



Эти загадочные картинки


Да простят нас художники-монументалисты, речь не о них. Фрески, Сикейрос, монументальная живопись, да и станковая тоже – в другой раз. Речь пойдет о картинках, то есть маленьких рисунках, иллюстрациях. Полагаете, картинки – это несерьезно? Так ведь – мал золотник, да дорог. Возьмем логотип, эмблему фирмы. Маленькая, да. Но никто, думается, не подпишется под утверждением, что логотип – это несерьезно. Или вот комиксы, отношение к которым зачастую ироничное, и заслуженно. Но был же датский карикатурист Херлуф Бидструп с его всемирно известными и всемирно любимыми книгами комиксов.
Утилитарная цель иллюстрации – визуализация героев, образов. Это понятное, традиционное предназначение картинок. И поверхностное одновременно. Исторические примеры показывают, что картинки не так просты, как их малюют. Они могут преследовать образовательные, рекламные, развлекательные цели. Могут, как в случае с логотипом, олицетворять фирму. А если учесть, что зачастую их отличительной чертой является юмор, то они могут иметь (и имеют) психологические и даже психотерапевтические цели, а именно – выход эмоций. Таков лубок, например.
Все мы выросли на иллюстрациях художника Сутеева – и мы, и наши дети. Вырастут и внуки наши. Помните свои первые детские книжки? Часто в них даже текста не было. Зато там были картинки: яркие, забавные, трогательные. И мы, еще не умея читать, часами могли их рассматривать.
Книжные герои Сутеева – это чаще всего животные, с яркими и запоминающимися человеческими характерами, со своими достоинствами и недостатками. Помните: был щенок, упорно допытывавшийся, кто сказал «мяу»; был кот-рыболов; был ёжик, помогавший зайцу. Были и другие герои – Чиполлино, Пиф. С ними не хочется расставаться и нельзя представить их другими – не такими, какими нарисовал их художник.
Если исходить из того, что ребенок повторяет в своем развитии эволюцию человечества, то очевидно (пусть это и не ново): буква, цифра – вторичны. Первично изображение. Наскальные рисунки все видели. Хотя бы на картинке в книжке.
Эти картинки были позже тех, наскальных. Назывались они по-разному: загадочные картинки в России, devinette – во Франции, puzzle-card – в Америке. Законодателем моды, как это часто бывало, явилась Франция. В XVII–XVIII веках здесь появились и распространились картинки, целью которых было семейное развлечение, а также увеселение гостей. Они были предназначены как для детской, так и для взрослой аудитории. Суть загадочной картинки в том, чтобы найти на ней фигурки людей, животных, изображения различных предметов, искусно замаскированные художником. Темы этих картинок были самые разные – путешествия, приключения, исторические события, сцены из жизни. Сюжеты могли быть серьезными, могли – юмористическими.
Перебравшись через океан, devinette (загадка) сменила название и предназначение. Американцы всегда были прагматичнее французов. Карточка-головоломка (puzzle-card) имела здесь своей целью рекламу товаров и фирм. Рекламный текст размещался на одной стороне, а на обороте – картинка с загадкой и продолжение рекламы. Затем настала очередь французов «обезьянничать». Они переняли американский подход, и devinette теперь шли в виде бесплатного приложения к товару.
Но и на этом метаморфозы загадочных картинок не кончились. В начале ХХ века возникла новая их трансформация – картинки-перевертыши. Новая книжка, которая выглядела как обычный комикс, таила «второе дно». Обнаружить его можно было только долистав до последней страницы и перевернув книжку «вверх ногами». Герои комикса – путешествующие пожилой джентльмен и молодая леди – после переворота менялись ролями и внешностью. Приключения продолжались, в конечном счете все заканчивалось благополучно.
Каждая нация внесла свой вклад в развитие картинок. Английские картинки преследовали, как правило, обучающие цели: расширение кругозора ребенка, получение им новых знаний, обретение навыков поиска информации в различных источниках.
В Америке даже сформировалась индустрия по производству таких картинок, они называются здесь Hidden Pictures, причем предназначены главным образом для взрослой аудитории.
В России загадочные картинки появились в XVIII веке вместе с модой на все французское. В чем России однозначно принадлежит первенство, так это в том, что здесь впервые стали печатать картинки на почтовых карточках.
Детские издания в Советском Союзе – «Пионерская правда», «Чиж», «Мурзилка» – начали печатать загадочные картинки лишь в 30-х годах прошлого столетия. Но традиции живут, современные детские журналы («Миша», «Филя», «Веселые картинки») печатают их и сегодня.
Народную (фольклорную) картинку лубок мы уже упоминали. Лубок – это раскрашенное графическое изображение, растиражированное печатным способом. Самые древние из известных лубков появились в Китае в VIII веке и исполнялись вручную. Существовал лубок и в Европе. То есть лубок тоже не является нашим национальным изобретением. Ну да и что с того? Поговорим о русском лубке.
Происхождение слова «лубок» неизвестно. Может, оно пошло от липовых досок на которых изначально вырезалась гравюра для печатания картинок. Может, от Лубянки – на этой улице жили мастера, специализировавшиеся на изготовлении лубков. Возможно, от лубяного короба, в котором офени (бродячие торговцы) разносили картинки и который они называли лубком.
Лубок, то есть оттиск, сделанный на бумаге при помощи деревянного клише, делал художник. Сначала делался рисунок карандашом по липовой доске (лубу). Те места, что должны были остаться белыми, углублялись ножом. Какое-то время картинки были черно-белыми, ими украшали царские хоромы и боярские палаты. Впоследствии производство лубков стало более массовым. Картины печатались на серой бумаге, назывались они картины-простовики. Широкое распространение получили народные промыслы, расположенные в деревнях Московской и Владимирской губерний. Существовали целые профессиональные артели цветальщиков (так называлась эта профессия прежде), состоящие из женщин и детей, которые заячьими лапками раскрашивали оттиски.
В ХIХ веке лубки стали делать художники-граверы. Рисунок гравировался резцом на медной пластине со всеми мелкими деталями, чего на липовой доске добиться было невозможно. Расцвечивали их тем же способом, что и прежде, артельщики принимали заказы издателей-лубочников на раскраску сотен тысяч экземпляров. С появлением литографских машин профессия цветальщика исчезла, постепенно ушел и лубок.
Эти картинки на долгое время, вплоть до начала XX века, стали в России самым массовым видом изобразительного искусства. Для простого народа это был источник новостей и знаний. Газет было мало, а лубок, преодолевая подчас огромные расстояния, был популярен и дешев.
Но серьезного отношения к лубку в высшем слое общества не было, клеймо безвкусицы и бездарности приклеилось к картинкам прочно. Не могли самоучки-простолюдины, создать что-либо достойное. По определению, как говорится. Ну что это такое – на серой бумаге, похожие на раскраску маленького ребенка – неумелые и аляповатые картинки. О бережном сохранении, понятное дело, никто не думал. Чего хранить-то? «Об чем хай, бояре?»
Естественно, на сегодняшний день лубок признан особой ценностью, собирается, тщательно изучается учеными. Не только в России, но и за рубежом. Это сокровище народной живописи, памятник истории древней Руси, памятник народному юмору.
Тематика картинок была разнообразной: затрагивались нравоучительные, религиозные темы, темы сказок и народного эпоса, исторические. Картинки сопровождались текстом – когда шутливым, когда назидательным. Тексты повествовали о нравах и быте того времени. Был в них юмор, была народная мудрость, а в какие-то моменты – умело замаскированная политическая сатира.
От сатиры рукой подать до карикатуры. То, что лубочным картинкам свойственна доходчивость и емкость образа, отмечают все справочники. Не в бровь, а в глаз, что называется. Ещё конце XVI в. голландцы завезли в Москву картинки-карикатуры, напечатанные типографским способом и имевшие антианглийскую направленность. А вот развитию отечественной карикатуры в тот момент помешала Смута.
Осваивать на Руси голландские карикатурные приемы начали гораздо позже, одновременно с освоением голландского кораблестроения. Вспомним сложные отношения Петра I со старообрядцами. Это их стараниями в начале XVIII в. Москву и Россию заполонили антипетровские лубочные карикатуры. Они первыми освоили европейскую традицию изображать врагов в виде комичных животных. Знаменитый лубок «Как мыши кота хоронили» (1760) – первая политическая карикатура в России. Петр изображен в виде кота, изображен с большим юмором и мастерством. Внешне ведь он действительно смахивал на это животное. Роль мышей отводилась «поганым иноземцам».
Правительство ответило на вызов – репрессиями распространителей, конфискацией крамолы. А так же выпуском своей продукции, направленной против старообрядцев. И проиграло. Правительственные карикатуры были не смешными. Мораль: талант подпитывается из народа.
Противостояние продолжалось долго. Типографий становилось всё больше, карикатурных лубков, гулявших по Москве и России, ещё больше. Правительство решило вопрос. То есть думало, что решило. Были созданы так называемые управы благочиния. Даже самые безобидные намеки на власть и правительство в лубочных карикатурах, бдительно пресекались цензорами. Результатом стала потеря собственно «благочиния» — появилась эротическо-бытовая карикатура, энергия народа пошла в другое русло. Мораль: нельзя отбирать у народа способы самовыражения. Хотя бы потому, что неизвестно, в какую сторону взбрыкнет коллективное бессознательное. Вернее, понятно в какую, но это Фрейд позже растолковал.
От Фрейда плавно перейдем к логотипам. Логотип, как известно, – первая визуальная частичка, рассказывающая потребителю о компании. Если же говорить о происхождении логотипа… Тут все наоборот. Ход истории – от буквы к картинке. Визуализация как цель появилась потом. Буква присутствует с начала и по сей день.
ХIХ век. Компьютеров нет, газетный номер руками набирает наборщик. В середине века логотипом стало называться любое текстовое клише, которое не требовалось набирать заново каждый раз. Например, название газеты (ее заголовок).
В XX веке под логотипом стали понимать стилизованное начертание названия, условный знак (символ), обозначающий какой либо товар или организацию. На данный момент существуют разные мнения. Кто-то считает логотипом только шрифтовую часть торговой марки, кто-то — как шрифтовую, так и графическую.
Одно бесспорно: логотип – крайне важный элемент стиля компании, он служит для узнаваемости ее продукции. Имидж компании, восприятие ее потребителем очень сильно зависят от наличия удачного логотипа. С логотипом повышается эффективность рекламы компании. Есть мнение, что логотип заявляет о себе сам. Похоже на правду. Навскидку – Пума, три полоски Адидас, яблоко Макинтош, боевая раскраска Билайн. Что уж говорить о логотипах автомобильных брендов – их знают все, даже люди, передвигающиеся только на автобусах.
«Голос Его Хозяина». Не первый, но, наверное, самый известный из первых логотипов – изображение собаки, сидящей напротив граммофона и внимательно его слушающей. В данном случае - слоган является неотъемлемой частью логотипа. Создан этот логотип в 1910 году.
Много о чем хотелось, но не удалось рассказать. Даже не упомянута геральдика. Перечислены далеко не все разновидности и предназначения загадочных картинок. Неизвестно, рассматривал ли Сальвадор Дали в своем детстве картинки-перевертыши. Верится, что рассматривал.
Да, так вот, о картинках… Они существовали на самой заре человечества, существуют сейчас. Вне всяких сомнений, будут существовать всегда. Гендерных и возрастных ограничений не имеют. Ни для восприятия, ни для творчества. Являются способом самовыражения: отдельного человека, компании, различных социальных слоев. Нации. Так-то. А вы говорите – картинки.

Фомина Ольга




картинки







 Сделать стартовой
 Добавить в закладки
 art в формате rss
 Отослать ссылку


*

 при полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "SekinArt.narod.ru" обязательна   
Copyright© 2005 — 2011 • Computer Art Studio™ • All Right Reserved
Copyright© 2005 — 2011 • Computer Art Studio™ • All Right Reserved
 информация обновлена 07.08.2011 года 

Rambler's
 Top100, для «SekinArt» Яндекс цитирования «SekinArt» http://artlife.biz/sites/: сайт для дизайнеров, художников
Hosted by uCoz