"Чего нет в творце, не может быть и в творении"
афоризм Оскар Уайльд

| сайт художника : натюрмортыпейзажироспись стенкарикатурыпортретыконтактыарт.ссылки • карта сайта |



лубок, развитие карикатуры


Народную (фольклорную) картинку лубок мы уже упоминали. Лубок – это раскрашенное графическое изображение, растиражированное печатным способом. По сути своей: лубок стал одной из наиболее ярких и практичных форм подачи жанра карикатуры. Самые древние из известных лубков появились в Китае в VII веке и исполнялись вручную. Существовал лубок и в Европе. То есть лубок тоже не является нашим национальным изобретением, как и матрешка. Ну да и что с того? Поговорим о русском лубке.
Происхождение слова «лубок» неизвестно. Может, оно пошло от липовых досок на которых изначально вырезалась гравюра для печатания картинок. Может, от Лубянки – на этой улице жили мастера, специализировавшиеся на изготовлении лубков. Возможно, от лубяного короба, в котором офени (бродячие торговцы) разносили картинки и который они называли лубком.
Лубок, то есть оттиск, сделанный на бумаге при помощи деревянного клише, делал художник. Сначала делался рисунок карандашом по гладко-струганной и шлифованной липовой доске (лубу). По которому мастера резчики вырезали вручную: и картинку, и текст - оставляя выпуклым текст и линии рисунка, углубляя ножом именно те места, что должны были остаться белыми. И хотя, картинки были черно-белыми, ими украшали царские хоромы и боярские палаты. Впоследствии производство лубков стало более массовым. Картины печатались на серой бумаге, назывались они картины-простовики. Широкое распространение получили народные промыслы, расположенные в деревнях Московской и Владимирской губерний. Существовали целые профессиональные артели цветальщиков (так называлась эта профессия прежде), состоящие из женщин и детей, которые заячьими лапками раскрашивали оттиски.
В XIX веке лубки стали делать художники-граверы. Рисунок гравировался резцом на медной пластине со всеми мелкими деталями, чего на липовой доске добиться было невозможно. Расцвечивали их тем же способом, что и прежде, артельщики принимали заказы издателей-лубочников на раскраску сотен тысяч экземпляров. С появлением литографских машин профессия цветальщика исчезла, постепенно ушел и лубок.
Эти картинки на долгое время, вплоть до начала XX века, стали в России самым массовым видом изобразительного искусства. Для простого народа это был источник новостей и знаний. Газет было мало, а лубок, преодолевая подчас огромные расстояния, был популярен и дешев.
Но серьезного отношения к лубку в высшем слое общества не было, клеймо безвкусицы и бездарности приклеилось к картинкам прочно. Не могли самоучки-простолюдины, создать что-либо достойное. По определению, как говорится. Ну что это такое – на серой бумаге, похожие на раскраску маленького ребенка – неумелые и аляповатые картинки. О бережном сохранении, понятное дело, никто не думал. Чего хранить-то? «Об чем хай, бояре?»
Естественно, на сегодняшний день лубок признан особой ценностью, собирается, тщательно изучается учеными. Не только в России, но и за рубежом. Это сокровище народной живописи, памятник истории древней Руси, памятник народному юмору.
Тематика картинок была разнообразной: затрагивались нравоучительные, религиозные темы, темы сказок и народного эпоса, исторические. Картинки сопровождались текстом – когда шутливым, когда назидательным. Тексты повествовали о нравах и быте того времени. Был в них юмор, была народная мудрость, а в какие-то моменты – умело замаскированная политическая сатира.
От сатиры рукой подать до карикатуры. То, что лубочным картинкам свойственна доходчивость и емкость образа, отмечают все справочники. Не в бровь, а в глаз, что называется. Ещё конце XVI в. голландцы завезли в Москву картинки-карикатуры, напечатанные типографским способом и имевшие антианглийскую направленность. А вот развитию отечественной карикатуры в тот момент помешала Смута.
Осваивать на Руси голландские карикатурные приемы начали гораздо позже, одновременно с освоением голландского кораблестроения. Вспомним сложные отношения Петра I со старообрядцами. Это их стараниями в начале XVIII в. Москву и Россию заполонили антипетровские лубочные карикатуры. Они первыми освоили европейскую традицию изображать врагов в виде комичных животных. Знаменитый лубок «Как мыши кота хоронили» (1760) – первая политическая карикатура в России. Петр изображен в виде кота, изображен с большим юмором и мастерством. Внешне ведь он действительно смахивал на это животное. Роль мышей отводилась «поганым иноземцам».
Правительство ответило на вызов – репрессиями распространителей, конфискацией крамолы. А так же выпуском своей продукции, направленной против старообрядцев. И проиграло. Правительственные карикатуры были не смешными. Мораль: талант подпитывается из народа.
Противостояние продолжалось долго. Типографий становилось всё больше, карикатурных лубков, гулявших по Москве и России, ещё больше. Правительство решило вопрос. То есть думало, что решило. Были созданы так называемые управы благочиния. Даже самые безобидные намеки на власть и правительство в лубочных карикатурах, бдительно пресекались цензорами. Результатом стала потеря собственно «благочиния» — появилась эротическо-бытовая карикатура, энергия народа пошла в другое русло. Мораль: нельзя отбирать у народа способы самовыражения. Хотя бы потому, что неизвестно, в какую сторону взбрыкнет коллективное бессознательное. Вернее, понятно в какую, но это Фрейд позже растолковал.

Фомина Ольга




плакаты







 Сделать стартовой
 Добавить в закладки
 art в формате rss
 Отослать ссылку


*

 при полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "SekinArt.narod.ru" обязательна   
Copyright© 2005 — 2011 • Computer Art Studio™ • All Right Reserved
Copyright© 2005 — 2011 • Computer Art Studio™ • All Right Reserved
 информация обновлена 07.08.2011 года 
 статья опубликована 13.05.2009 года 

Rambler's
 Top100, для «SekinArt» Яндекс цитирования «SekinArt» http://artlife.biz/sites/: сайт-галерея для художников, дизайнеров
Hosted by uCoz