"Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника"
афоризм Леонардо да Винчи

| сайт художника : натюрмортыпейзажироспись стеншаржипортретыконтактыарт.ссылки • карта сайта |



натюрморт. композиция


Натюрморт может выступать как один из жанров станковой живописи, как самостоятельное произведение искусства. Но может быть и составной частью композиции: жанровой картины, портрета картины, следовательно, играет значительную роль в раскрытии смыслового содержания произведения, натюрморт воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных профессий, характеров и т.д.
Предметы, составляющие натюрморт имеют отношение к той или иной сфере деятельности человека, и через них художник показывает особенности людей той или иной профессии, рода занятий, передают характер эпохи, особенность этих образов привлекает художников к натюрморту, является основой композиционной деятельности в этом жанре.

натюрморт. «голландская» живопись


Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи. В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью». Понятие прекрасного для голландского художника заключалось во множестве явлений реального мира. Голландские живописцы умели в сочетании немногих скромных предметов, в их сопоставлении, композиционной группировке, в их фактурных особенностях передать ощущение неразрывной связи этих вещей с жизнью человека. Особенно проявили себя в этом жанре Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем К. Хеда и др. любимым мотивом их работы был завтрак. В изображении предметов художники стремились наиболее впечатляюще показать их форму, объем, материал, фактуру их поверхности. Салфетка на столе собрана в живописные складки, пирог разрезан, и видна его начинка, крышка кувшина приоткрыта, с лимона срезана кожура. Все говорит о связи предметов с человеком, о его действиях, о его жизни.
иллюстрация. «голландская» живопись. Виллем К. Хеда, натюрморт «Ветчина и серебряная посуда»иллюстрация. картина В. К. Хеда, натюрморт «Ветчина и серебряная посуда»
В натюрморте «Ветчина и серебряная посуда» В. Хеда с любовью изобразил обстановку и аксессуары изысканной трапезы богатого человека. Этот натюрморт носит слегка торжественный характер. На столе, накрытом тяжелой тканой скатертью, небрежно смятая салфетка тонкого полотна, изящная золотая и серебряная посуда, хрупкий стеклянный бокал и разнообразная снедь. Предметы расположены так, чтобы создавалось впечатление естественного беспорядка и в то же время композиционной целостности. Натюрморт подчинен закону подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Организация произведения во всех деталях и частях подчиняется идейному содержанию.
Художник выбрал вертикальный формат близкий к квадрату, так как высота группы предметов не намного выше ее ширины. Точка зрения находится выше горизонта. В правом верхнем углу оставлено достаточно много темного пространства и поэтому зрительный центр смещен в правую часть картины. Но, тем не менее, натюрморт из-за этого не выглядит перегруженным.
Задачи взаимосвязи группировки предметов решены за счет композиционного центра и повторяющегося вертикального ритма среди второстепенных предметов (кувшин, хрустальный бокал и подсвечник). Композиционный центр натюрморта – белая салфетка и лежащая на ней румяная булка, который находится чуть ниже геометрического.
Тоновое решение натюрморта построено на контрасте основных предметов, которые воспринимаются как светлое пятно на темном фоне, остальные предметы менее контрастны, что еще более усиливает композиционный центр. Сам натюрморт написан со стороны света, но, тем не менее, смотрится цельно, это достигнуто за счет того, что предметы на заднем плане написаны практически одним тоном.
Задача объема предметов решена за счет теплохолодности (теплый свет - холодная тень). Глубина пространства в натюрморте передана за счет контрастов: на первом плане контрастные скатерти салфетка и лимон, а на втором списанные с фоном кувшин и хрустальный бокал. Важную роль в создании целостного восприятия натюрморта сыграло то, что вся работа приведена к единому колористическому решению, написана в теплых тонах.

натюрморт. «фламандская» живопись


Фламандские мастера XVII в. В натюрмортах решали иную задачу, показывая в своих огромных декоративных полотнах все изобилие даров природы. Таковы полотна художника Франца Снейдерса. Одни названия картин этого мастера говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Натюрморты этого художника сложно назвать мертвой натурой, они наполнены жизнью, праздничностью.
иллюстрация. «фламандская» живопись. Франц Снейдерс «Натюрморт с лебедем»иллюстрация, картинка. «Натюрморт с лебедем» Ф. Снейдерс
В картине «Натюрморт с лебедем» Ф. Снейдерс изобразил ломящийся от разнообразной снеди стол. На покрытом красной скатертью столе лежит всевозможная дичь: фазан, лебедь, заяц, пойманный олень, голова кабана, омар, целое блюдо устриц, кроме того, полную корзину цветов и фруктов, а также различные овощи, выглядывающие из-под скатерти. Множество разнообразных предметов в натюрморте подчинены закону цельности. Видно, что в этой картине художник ставил задачу изобразить вещи не только сами по себе, но и в том, чтобы выразить отношение человека к вещам. Для решения этой задачи в композицию была введена фигура человека. Кроме этого на картине изображена собака, тянущаяся к лебедю и птица, склонившаяся над спелыми плодами.
Для передачи монументальности произведения автор использовал горизонтальный формат. Этот прием композиции помог придать произведению состояния простора, парадности. На картине четко видны три плана: собака, овощи и блюдо с устрицами находятся на первом, стол расположен на втором, и фигура человека – на третьем. Точка зрения находится выше линии горизонта, и перспективное сокращение стола увеличивает протяженность пространства.
Задача компоновки предметов решена за счет композиционного центра, который в этой картине совпадает с геометрическим. Великолепный белый лебедь является центром композиции. Лебедь – самый большой и самый контрастный предмет в натюрморте и поэтому сразу привлекает внимание зрителя к сюжетному центру. Бросается в глаза красное пятно (омар на блюде) в правой крайней части картины, но оно не надолго задерживает на себе взгляд из-за малого размера по сравнению с композиционным центром. От омара взор переносится на корзину с фруктами, скользит по голове кабана, фигуре человека, движется по телу собаки в направлении ее взгляда и снова возвращается в композиционный центр натюрморта. Лишь при более детальном рассмотрении можно заметить птичку, тянущуюся к фруктам, пасть второй собаки, которые являются частью идейного замысла, на не отвлекают зрителя от главного.
Натюрморт написан со стороны света. Тоновое решение построено на контрастах: лебедь воспринимается светлым пятном ни темном фоне, фигура человека на заднем плане смотрится темным пятном на светлом фоне окна.
В целом картина носит монументальный характер, раскрывающий всевозможное изобилие. Задача живописца состоит не только в том, чтобы изобразить вещи сами по себе, но и в том, чтобы выразить отношение человека определенной эпохи к вещам, а через них и свое отношение к окружающему миру и к жизни вообще.
Жан Батист Шарден много натюрмортов написал на бытовые темы. В натюрмортах Шардена мы видим всю ту же «кухонную» тему: глиняные горшки, кастрюли, баки, овощи, дичь. В этих предметах он показывал размеренный, спокойный ритм жизни небогатой семьи среднего сословия.
иллюстрация. «голландская» живопись. французский живописец Жан-Батист Симеон Шарден, натюрморт «Медный бак для воды»иллюстрация. натюрморт «Медный бак для воды» Жан-Батист Симеон Шарден
Шарден выбрал для натюрморта обыденные вещи: медный бак для воды, ковш с удобной длинной ручкой, темный глиняный кувшин, наполненное водой ведро. Натюрморт подчинен закону типизации: каждый предмет рассказывает о жизни человека, о его каждодневных делах. Эти вещи необходимы человеку каждый день, они прочны, вместительны, удобны.
Художник использовал горизонтальный формат. В центре картины находится бак для воды, окончание его крышки выходит за картинную плоскость, а снизу оставлено мало места и предметы на переднем плане почти касаются края работы. Справа и слева оставлено много свободного от предметов места, но это уравновешено тем, что справа и слева на стене есть участки тени.
Композиция натюрморта вписывается в треугольник, ее центром является кран на баке. Он слегка смещен влево от композиционного центра. Контраст крана и бака подчеркнут бликом – самым светлым местом в натюрморте, сам же бак мягко списан с фоном. Самым темным является кувшин на первом плане.
Задача объема предметов за счет плавных тональных переходов от света к тени. Только об объеме кувшина можно догадаться по бликам на его поверхности. Все предметы, кроме кувшина написаны почти одним цветом. Вся работа приведена к единому колористическому решению, написана в теплых тонах.
В натюрмортах Хеда, Шардена и Снейдерса заметно стремление художников максимально приблизить изображение к натуре. Внимательно прослеживаются переходы света на каждой форме, создавая постепенное высветление более выпуклых ее частей. Художник выявляет наиболее характерные особенности формы предметов, тщательно передает особенности материала каждого из них: стекло прозрачное и хрупкое, металл твердый и блестящий, лимон сочный и мягкий и т.д. Техника живописи такова, что позволяет полной иллюзии пространства и объемности. Но в передаче объема может быть и другой подход.
иллюстрация, «французская» живопись. П. Сезанн картина «Персики и груши»иллюстрация, картинка. натюрморт «Персики и груши» П. Сезанн
Французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма П. Сезанн в натюрморте «Персики и груши» создает объемы предметов большим количеством мелких мазков теплых и холодных цветов. Он использует оптический закон, по которому холодные цвета воспринимаются глазом как более отдаленный, чем теплые. Художника, прежде всего, интересует соотношение форм, объемов, пространства, а не особенности материалов предмета. Подобные средства изображения можно увидеть в работах П. П. Кончаловского, К. А. Коровина.
В натюрморте П. Сезанна «Персики и груши» изображен стол, накрытый небрежно скатертью, стоящие на столе сахарница, расписной кувшин, тарелка с персиками и груши. Для работы П. Сезанн выбрал горизонтальный формат, чтобы плоскость стола была видна целиком, и перспективное сокращение увеличило протяженность пространства. Точка зрения находится гораздо выше линии горизонта, и за столом можно увидеть часть поли, что также помогает увеличить пространство. Натюрморт подчинен закону цельности: картина воспринимается как единое и неделимое целое, все элементы композиции взаимосвязаны, похожие яблоки объединены в силуэт, а остальные предметы неповторимы – отличаются размером, формой, цветом.
Композиционным центром является оранжевая груша, которая смещена влево от геометрического центра. Груша является самым теплым предметом в натюрморте, и этот контраст подчеркнут падающей от нее холодной тенью. Все предметы в натюрморте написаны четко, и задача глубины пространства решена за счет воздушной перспективы: передние предметы более теплые, чем задние. Этим художник достиг, удивительной объемности форм. Вся работа в целом построена на контрасте теплохолодности. Натюрморт написан со стороны света, и все предметы кажутся залитыми светом.

натюрморт. «русская» живопись


Для натюрморта «Сирень» Коровин выбрал горизонтальный формат, так как высота группы предметов намного выше ее ширины. Большую часть пространства занимает букет. Натюрморт подчинен закону цельности: картина воспринимается как единое и неделимое целое, все элементы композиции взаимосвязаны. Точка зрения находится выше линии горизонта.
Композицию натюрморта можно вписать в овал. Композиционным центром являются лимоны на переднем плане. Они являются самыми яркими предметами в натюрморте и первыми бросаются в глаза. Затем взгляд притягивает стакан, контраст которого подчеркнут участком света на столе, потом взгляд скользит по графину, букету, кувшину и снова к композиционному центру.
иллюстрация, «русская» живопись. П. П. Кончаловский картина «Зелёная рюмка»иллюстрация, картинка. натюрморт «Зелёная рюмка»
П. П. Кончаловский
Глубина пространства решена за счет контрастов: на первом плане контраст лимона и бутыля, на втором мягко списывается край стола. Натюрморт написан со стороны света, освещение холодное. Натюрморт П. П. Кончаловского «Зеленая рюмка» закомпанован в горизонтальный формат. Натюрморт подчиняется закону контрастов: предметы в натюрморте сделаны из разных материалов и у каждого свой предметный цвет.
Композиционным центром является зеленая рюмка. Композиционный центр совпадает с геометрическим. Все предметы сгруппированы в правой части картины, но натюрморт не выглядит перегруженным, так как в левой части натюрморта находится большое белое пятно, которое уравновешивает композицию.
Тональное решение натюрморт построено за счет контрастов. Рюмка воспринимается как темный предмет на светлом фоне, лимон как светлый предмет, но темном фоне. Глубина пространства решена за счет теплохолодности: предметы на переднем плане теплее, чем фон. Колористическое решение картины построено на контрастах.
Анализируя работы мастеров, в одном случае мы обращаем внимание на колорит, декоративный строй художественного произведения, цветовые контрасты или умелое использование градаций одной световой тональности, в другом – на особенности пластического выжения: строй линий, ритм в расположении форм; в третьем – на использование эффектов света, то широко охватывающего собой все предметы, то сосредоточенного на одном предмете, погружающем остальные части этюда в глубину. Согласование сложных задач, которые решает опытный художник, учит нас выражать в своем произведении определенную мысль, свое понимание жизни.




картины, картинки, рисунки, иллюстрации







 Сделать стартовой
 Добавить в закладки
 art в формате rss
 Отослать ссылку


*

 при полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "SekinArt.narod.ru" обязательна   
Copyright© 2005 — 2011 • Computer Art Studio™ • All Right Reserved
Copyright© 2005 — 2011 • Computer Art Studio™ • All Right Reserved
 информация обновлена 07.08.2011 года 
 статья опубликована 27.03.2009 года 

Rambler's
 Top100, для «SekinArt» Яндекс цитирования «SekinArt» http://artlife.biz/sites/: сайт декораторов
Hosted by uCoz