|
, ... БСЭ (Большая Советская Энциклопедия) |
(франц. portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение или описание (например, в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве - один из главных жанров , скульптуры, , а также фотоискусства.
В основе жанра - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом). Сходство в - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды; Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью часто называют всякое индивидуализированное , если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения. Обычно изображает современное лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип , изображающего какого-либо деятеля прошлого () и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в , так и в , объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в субъективную авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология . В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают (, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, en face (анфас), в профиль и т.п. В разные эпохи получают распространение на медалях и монетах (медальерное искусство), на геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей делятся на индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Специфическим типом является автопортрет. Границы жанра очень подвижны, и часто собственно может сочетаться в одном произведении с элементами др. жанров. Таковы , где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и др. людьми (последнее - групповой -картина), и -тип - собирательный образ, структурно близкий В сочетании с бытовым или историческим жанром модель (изображаемое конкретное лицо) часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами. Портрет может раскрывать высокие духовно-нравственные качества человека. Вместе с тем доступно правдивое, подчас беспощадное выявление и негативных свойств модели (с последним, в частности, связана портретная , ). В целом , наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отдельной личности, способен глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий. |
|
|